В вашей корзине:


Корзина пуста
Оформить заказ

Он лайн оптовый интернет магазин
(093) 414-86-86 (Life:)
(097) 414-86-86 (Kyivstar)
(050) 414-86-86 (MTS)
(048) 704-86-86 (CDMA)
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб с 9:00 до 15:00
Перезвоните мне

Каталог товаров

  Уцененные товары
Автосигнализации
Автосвет
АКБ, зарядки, преобразователи
  Виброшумоизоляция
Головные устройства
Мех. средства защиты
Аксессуары к головным устройствам
Видео/TV
Автозвук
Видеорегистраторы
GPS навигация
GSM сигнализации для дома
Парковочные радары и системы видеопарковки
  Радар-детекторы
Доп. оборудование
Монтажное оборудование
  Рекламная продукция
Водонагреватели

Поиск в новостях:  

Низкие частоты. Тонкости воспроизведения.   06 мая 2011 г.


ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БАС ОТ НЕАВТОМОБИЛЬНОГО?

Перед тем как решать, как и чем мы будем добиваться воспроизведения правильного и глубокого баса, давайте обратим внимание на сам салон автомобиля, вернее, на его акустические свойства. А для этого вспомним, что же такое звук.
Звук представляет собой волновой процесс, распространение сжатий-разряжений воздуха, которые, достигая наших драгоценных барабанных перепонок, заставляют их двигаться. Эта звуковая волна может свободно путешествовать по салону и отражаться от поверхностей.
Теперь немного вспомним школьный курс физики. Скорость распространения звука в воздухе зависит от разных факторов — температуры, атмосферного давления, влажности, но усреднено ее можно принять 340 метров в секунду. Понятно, что чем чаще будут следовать сжатия-разрежения при распространении, тем расстояния между ними будут меньше. Иными словами, чем выше частота звука, тем меньше длина звуковой волны. И наоборот, ниже частота — волна длиннее. Например, на частоте 1 кГц длина волны составит чуть больше 30 см, а на частоте 300 Гц — уже чуть больше метра.
С еще большим понижением частоты она становится и вовсе соизмеримой с размерами салона. При этом звуковой волне в нем распространяться становится просто негде. Так что же происходит в этом случае? Получается, что диффузор динамика начинает не излучать звуковые волны, а накачивать воздух в салоне как поршень в цилиндре, создавая чередование сжатий и разряжений со звуковой частотой — звуковое давление. И здесь напрямую все будет зависеть оттого, с какой амплитудой колеблется диффузор динамика. Понятное дело, что, например, у сабвуфера он ходит совсем не как у пищалки, причем чем ниже частота, тем и ход будет больше. В замкнутом объеме салона автомобиля это создает эффект акустического усиления низких частот. Причем, чем ниже частота, тем больше ход диффузора, ну и тем сильнее будет это усиление.
В теории помощь салона в воспроизведении басов начинается с 50-100 Гц (в зависимости от размеров автомобиля — чем они меньше, тем с более высоких частот салон начинает помогать акустическим системам). Например, в „Оке" или Matiz'e акустическое усиление будет заметно расти уже примерно со 100 Гц, а в каком-нибудь микроавтобусе только с 50 (поэтому и прокачать басами большой салон сложнее). Причем с понижением частоты на каждую октаву прирост усиления, в теории, будет составлять 12 дБ! На практике, правда, немного меньше, ведь салон не герметичен, да и сами кузовные панели начинают вибрировать, а это тоже не что иное как утечки звукового давления.

КСТАТИ

Почувствовать помощь салона при воспроизведении низких частот очень просто. Попробуйте включить аудиосистему, когда все двери и крышка багажника будут открыты. Вам наверняка покажется, что баса не очень много. Теперь закройте все двери и окна, и, как говорится, ощутите разницу — теперь низкие частоты будут не распространяться в виде звуковой волны, а накачиваться как поршнем в компрессоре, и субъективно баса станет больше.

КОМУ ПОРУЧИТЬ?

Собственно, получить полноценные низкие частоты в автомобиле (впрочем, как и в домашней акустике) можно не только с помощью сабвуфера. Если не ставить перед аудиосистемой требование воспроизведения ураганного электронного баса, то можно остановиться на применении фронтальных динамиков с хорошим басовым потенциалом. Небольших 5-дюймовых динамиков, способных играть достаточно низко, не так уж и много, таких специфичных моделей акустики можно практически пересчитать по пальцам. А вот многие 6,5-дюймовые уже обладают неплохими способностями к воспроизведению относительно низких частот. А уж 8-дюймовые мидбасы справляются с басом, как правило, еще лучше. Этот калибр можно назвать вообще переходным, поскольку выше уже начинаются сабвуферные размеры (редкие исключения микросабов 6,5 дюймов не в счет).
Создать систему без отдельного сабвуфера, но с полноценным воспроизведением баса — задача хоть и выполнимая, но чрезвычайно сложная. И тут природа нашего слухового восприятия снова нам может помочь. Дело в том, что на средних частотах наш мозг определяет направление на источник звука по разнице времени прихода звука к левому и правому уху. А вот с понижением частоты, когда длина звуковой волны становится слишком большой (и уж тем более в автомобиле, когда на низких частотах будет совсем даже и не волна), мы просто не в состоянии определить, откуда идет звук. И поскольку сабвуферу будет поручено воспроизводить частоты ниже нашего порога локализации, то и разместить его можно будет в любом удобном месте. А самое удобное место для достаточно большого корпуса сабвуфера, как правило, бывает в багажнике.
Впрочем, на практике все бывает не так гладко, как в теории, и нередко бас все же воспринимается как бы идущим сзади, когда основная звуковая картина формируется впереди слушателя, а низкие частоты живут своей жизнью отдельно от основного музыкального материала. Причин этому может быть несколько.

КСТАТИ

 

Использовать крупные 8-дюймовые динамики в составе основных акустических систем чаще всего слишком затруднительно. И не только потому, что они занимают в принципе больше места, чем 5- или б-дюймовые, но и потому, что намного более требовательны к самой инсталляции. Например, возьмем установку мидбасов в двери, которые в этом случае будут играть роль корпусов для динамиков. Теперь представьте, что будет происходить стойким металлом двери и всеми механизмами при работе такого динамика. Все дверное хозяйство будет замечательным образом аккомпанировать динамикам. Даже если дверные панели уклеить вибродемпфирующими материалами в несколько слоев, до нужной жесткости им все равно будет еще далеко. Да к тому же и масса дверей получится такая, что петлей надолго не хватит. Одним словом, для того, чтобы установить крупные динамики впереди, нужно очень хорошо постараться.

ПОЧЕМУ МЫ СЛЫШИМ САБВУФЕР, А НЕ БАС?

[1] Вибрации кузовных панелей и обивки.
От могучих басовых аккордов могут вибрировать рядом расположенные панели и элементы. Это, в свою очередь, будет давать более высокочастотные призвуки. Иными словами, от работы сабвуфера могут дребезжать кузовные панели, пластиковая обивка, провода под обивкой, замки, что, собственно, мы и будем слышать кроме баса. Избавиться от этого можно с помощью вибродемпфирующих материалов, способных усмирить чрезмерно звонкие кузовные элементы. Да и элементарное наведение порядка не помешает, поскольку даже разная мелочевка, болтающаяся по багажнику, и та может добавить свою ложку дегтя. Ну и, само собой, нужно привести в порядок все механизмы, которые могут дребезжать — тяги, замки, приводы и т.п.

Качественный сабвуфер должен иметь достаточно толстые стенки, не подверженные вибрациям, и быть хорошо закреплен.


[2] Слишком тонкие стенки корпуса сабвуфера.
Попробуйте при включенном сабе просто положить на него руку. У хорошего корпуса вибраций быть не должно. Если же они есть, то вот вам и вторая причина — кроме диффузора динамика звук будут излучать сами стенки корпуса. Причем далеко не самыми низкими частотами. Выход — делать качественный корпус.
К сожалению, фанеры, МДФ или ДСП толщиной 15-20 миллиметров для, скажем, 30-40-литрового корпуса будет, скорее всего, недостаточно. Чтобы такие стенки не вибрировали, их можно укрепить, например, ребрами жесткости или сделать внутри корпуса распорки. Или сделать сами стенки более толстыми. Очень хорошие корпуса получаются при склеивании стенок в виде сэндвича из разнородных материалов. Например, два слоя фанеры или МДФ, а между ними слой вибродемпфирующего материала. Однако недостаток такой коробки очевиден — слишком большой вес.
Легкость конструкции с достаточной жесткостью сочетаются в стеклопластиковых корпусах. Этот материал позволяет легко делать сложные формы, а корпус приобретает свою жесткость как раз благодаря кривизне своих поверхностей. При этом делать толщину стенок в 20-30 миллиметров уже нет никакой необходимости, десяти для стеклопластика, как правило, уже вполне хватает.

Сабвуферный динамик можно поставить магнитом наружу


[3] Неправильная настройка фильтров усилителя.
Если мы подключим сабвуфер так же, как и обычные динамики, например, фронтальные, то на него пойдет весь звуковой диапазон целиком. При этом мы услышим из саба и голоса исполнителей, и инструменты, и вообще все, что у нас записано, в то время, как мы уже выяснили, нам нужно пустить на него только низкочастотные составляющие. Поэтому в сигнале, который мы пускаем на сабвуфер, нужно исключить все, что выше 100 Гц. Хотя, практикой проверено, что „резать" нужно, начиная с еще более низких значений — 60-80 Гц.
Это может быть сделано как в самом источнике (например, многие головные устройства имеют отдельный сабвуферный выход с возможностью регулировки частоты среза), так и с помощью фильтра нижних частот самого усилителя. Фильтр нижних частот (ФНЧ), собственно, так и называется, потому что пропускает сигнал ниже свой частоты настройки, а выше — начинает ослаблять его. При этом если вы установили частоту среза 60 Гц, то это еще не значит, что в сигнале частоты выше этого значения будут отсутствовать вовсе. Они будут идти на саб, просто слишком ослабленные.
Насколько сильно они ослабляются с ростом частоты, характеризуется таким параметром, как крутизна спада фильтра. Чем она выше, тем, в общем случае, лучше. Скажем, крутизна в 12 дБ на октаву для саба скорее всего будет недостаточна — в спектре останутся более высокочастотные составляющие с приличным уровнем, которые мы как раз будем слышать из сабвуфера. Хорошие результаты можно получить при использовании фильтров, обеспечивающих 18 или 24 дБ на октаву. Все это нужно учитывать еще на стадии выбора головного устройства и усилителя. Если и тот, и другой оснащены фильтрами нижних частот, то вполне допустимо использовать возможности обоих— ослабить все ненужные частоты в головном устройстве, и добить их фильтрами усилителя.

Звучание сабвуфера во многом определяется настройкой усилителя. Для этого в нем должен быть включен фильтр нижних частот (обозначается как ФНЧ, LP, Lowpass), и выставлена его частота среза не выше 80 Гц. Фильтр может быть включен и в головном устройстве, если в нем предусмотрен отдельный выход на сабвуфер.


[4] Завихрения воздуха.
Немаловажной является и еще одна причина возникновения нежелательных призвуков — самодвижение воздуха. На низких частотах ход диффузора обычно весьма значительный, и если поддать жару, то может достигать нескольких сантиметров. Понятно, что при этом и воздух он будет двигать — будь здоров. А значит, вполне могут образоваться и его завихрения. Например, если сам динамик закрыт защитной решеткой, то на больших амплитудах воздух может сипеть, проходя через ее ячейки. А если используется корпус фазоинверторного типа, при этом края самой трубы-фазоинвертора незакругленные, то начинает подпевать и она сама.

Чтобы избежать завихрений воздуха при работе на большой громкости края порта фазоинвертора должны быть закруглены.

 

[5] Некачественная сборка сабвуфера.
Недопустимо халтурить и при изготовлении корпуса. Все его панели должны быть подогнаны без щелей, а сборку лучше всего производить на герметике или „жидких гвоздях". А еще лучше пролить все стыки полиэфирной или эпоксидной смолой. Даже небольшое отверстие в стенке, оставшееся от самореза, будет давать свои призвуки. Стоит ли говорить, что динамик тоже должен плотно и герметично сидеть на своем месте, без единой щели. Для этого при его монтаже желательно воспользоваться уплотнителем или, на худой конец, банально силиконовым герметиком.
Итак, как видите, причин кажущегося „заднего баса" может быть несколько. Но всех их объединяет одно — слышим мы в действительности сзади не сами низкочастотные составляющие музыки, а призвуки, порожденные сабвуфером. Они могут быть выражены не очень сильно, при этом мы даже не будем их выделять и как-либо идентифицировать, мол, вот это дребезжит обшивка, а это сапит воздух через защитную решетку динамика. Но все вместе, маскируясь басом, эти призвуки как раз и будут давать ощущение локализации, когда мы будем четко слышать, что сабвуфер расположен сзади.

 

КСТАТИ

Если сабвуферов несколько, то они все должны быть подключены одинаково. В противном случае они просто будут прокачивать воздух между собой туда-обратно, а нам нужно, чтобы они работали на объем салона, а не устраивали междусобойчик

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДКЛЮЧИТЬ ПРОВОДА?

Очень часто бываеттак, что у саба крепкий корпус, да и установлен он надежно, динамик прикручен плотно, в багажнике ничего не гремит и не дребезжит, а бас все равно играет как бы отдельно от самой музыки. Это может стать следствием несфазированности. Дело в том, что за редчайшим исключением все музыкальные инструменты, спектр которых опускается до сабвуферных частот, будут воспроизводиться одновременно сразу несколькими динамиками — как минимум самим сабвуфером и мидбасами. Это значит, что и играть они должны слаженно, а не вразнобой.
Бытует распространенное, но ошибочное мнение, что подключать все динамики можно только со строгим соблюдением полярности, мол, минусовую клемму динамика к минусовому выходу усилителя на акустику, а плюсовую — к плюсовому. При этом многие пытаются наивно представить, что диффузор динамика при „правильной" полярности будет якобы толкать перед собой воздух, создавая звуковую волну, а при „неправильной" его всасывать. На самом же деле, звуковой сигнал представляет собой переменный сигнал, а это означает, что диффузор динамика будет ходить одинаково что „в плюс", что „в минус". При этом в какую сторону он отправится сначала, а в какую потом, совершенно для него самого неважно. Вопрос в другом — пойдет ли он в ту же сторону, что и диффузор мидбасового динамика, его сосед по частотному диапазону. Если они будут жить каждый своей жизнью, то, ясное дело, ни о какой слитности и цельности звучания и речи быть не может. Поэтому для того, чтобы их согласовать, можно, и даже нужно пробовать включение динамиков как с прямой, так и с обратной полярностью, и выбирать наилучшее звучание.
Иногда может получиться так, что сабвуфер будет включен в обратной полярности, но при этом хорошо согласовываться с мидбасом, и в результате звук будет цельным и четким. Это будет как раз тот случай, когда сабвуфер будет находиться в электрической противофазе, хотя при этом акустически он будет сфазирован правильно. Причин тому множество, начиная от схемотехники усилителей, неоднократно переворачивающих сигнал в своих недрах, и заканчивая влиянием инертности тяжелого диффузора сабвуфера, не успевающего за электрическим сигналом.
В общем, чтобы получить в автомобиле плотный и сочный бас, а не странное низкочастотное уханье невпопад музыке, нужно учесть множество факторов. Надеемся, мы немного смогли помочь в этом. Но если возникнут вопросы, то мы всегда будем рады ответить на них.

Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" 

Все новости раздела

Просмотров:2651
Комментарии: 0
Написать отзыв Продолжить

Новости

GPS навигация (10)
GSM-сигнализации (12)
Автомузыка (21)
Автосигнализации (31)
Видеорегистраторы (58)
Новые поступления замков на КПП (25)
Планшетные ПК (10)
Радар-детекторы (17)
Таблици совместимости (1)
Разное (91)